Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — биология ЦЭ
Вариант № 8
1.  
i

Уста­но­ви­те вклад в раз­ви­тие био­ло­гии сле­ду­ю­щих уче­ных:

Уче­ный

А)  Ф. Крик

Б)  Т. Мор­ган
В) К. А. Ти­ми­ря­зев

Вклад в раз­ви­тие био­ло­гии

1)  ввел тер­мин «био­сфе­ра»
2) участ­во­вал в изу­че­нии про­цес­са фо­то­син­те­за

3)  раз­ра­бо­тал хро­мо­сом­ную тео­рию на­след­ствен­но­сти
4) яв­ля­ет­ся одним из ав­то­ров трех­мер­ной мо­де­ли ДНК

2.  
i

Уста­но­ви­те вклад в раз­ви­тие био­ло­гии сле­ду­ю­щих учёных:

УЧЁНЫЙ

А)  Р. Вир­хов

Б)  Э. Гек­кель

В)  И. И. Меч­ни­ков

ВКЛАД В РАЗ­ВИ­ТИЕ БИО­ЛО­ГИИ

1)  от­крыл яв­ле­ние фа­го­ци­то­за

2)  сфор­му­ли­ро­вал пра­ви­ло эко­ло­ги­че­ской пи­ра­ми­ды

3)  яв­ля­ет­ся одним из ав­то­ров био­ге­не­ти­че­ско­го за­ко­на

4)  до­пол­нил кле­точ­ную тео­рию по­ло­же­ни­ем о том, что до­чер­ние клет­ки об­ра­зу­ют­ся путем де­ле­ния ма­те­рин­ских кле­ток

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца (ри­сун­ка) могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б2B1... .

3.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

При­мер

A)  уве­ли­че­ние на­до­ев мо­ло­ка у коров при из­ме­не­нии ка­че­ства корма

Б)  рож­де­ние ре­бен­ка с син­дро­мом Кляйн­фель­те­ра у здо­ро­вых ро­ди­те­лей

B)  по­вы­ше­ние гу­сто­ты шер­сти у овец при по­ни­же­нии тем­пе­ра­ту­ры окру­жа­ю­щей среды

Г)  по­яв­ле­ние мух с чер­ным телом при скре­щи­ва­нии дро­зо­фил, име­ю­щих серый цвет тела

Д)  по­яв­ле­ние цвет­ков раз­лич­ной окрас­ки у при­му­лы в за­ви­си­мо­сти от тем­пе­ра­ту­ры окру­жа­ю­щей среды

Тип из­мен­чи­во­сти

1)  ге­но­ти­пи­че­ская

2)  мо­ди­фи­ка­ци­он­ная

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А5Б5ВЗГ2.

4.  
i

Вы­бе­ри­те два при­ме­ра му­та­ци­он­ной из­мен­чи­во­сти:

 

1)  из­ме­не­ние гу­сто­ты шер­сти при се­зон­ной линь­ке

2)  раз­лич­ная форма ли­стьев стре­ло­ли­ста, на­хо­дя­щих­ся в воде и в воз­ду­хе

3)  рож­де­ние го­лу­бо­гла­зо­го ре­бен­ка у ка­ре­гла­зых ге­те­ро­зи­гот­ных ро­ди­те­лей

4)  по­яв­ле­ние од­но­го фи­о­ле­то­во­го ле­пест­ка у бе­ло­цвет­ко­вой узам­бар­ской фи­ал­ки

5)  по­яв­ле­ние ко­рот­ко­но­го­го ба­раш­ка при скре­щи­ва­нии го­мо­зи­гот­ных овец с но­га­ми обыч­ной длины

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 15.

5.  
i

Спир­то­вое бро­же­ние от­ли­ча­ет­ся от аэроб­но­го этапа кле­точ­но­го ды­ха­ния тем, что:

 

а  — ко­неч­ным про­дук­том яв­ля­ет­ся С_3$Н_4$О_3

б  — может осу­ществ­лять­ся вклет­ках рас­те­ний

в  — от­но­сит­ся к ре­ак­ци­ям дис­си­ми­ля­ции

г  — про­те­ка­ет при уча­стии О_2

д  — при рас­щеп­ле­нии 1 мо­ле­ку­лы глю­ко­зы син­те­зи­ру­ет­ся 2 мо­ле­ку­лы АТФ

1) а, б, г
2) а, в, д
3) б, г, д
4) толь­ко д
6.  
i

Уда­ле­ние со­кра­ти­тель­ной ва­ку­о­лью жид­ких про­дук­тов об­ме­на ве­ществ про­ис­хо­дит путем:

 

а  — ос­мо­са

б  — фа­го­ци­то­за

в  — эк­зо­ци­то­за

г  — эн­до­ци­то­за

1) а, г
2) б, в
3) б, г
4) толь­ко в
7.  
i

Ука­жи­те мак­ро­эле­мент, на­ли­чие ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ным усло­ви­ем для син­те­за ами­но­кис­ло­ты ци­сте­ин:

1) cepa
2) селен
3) на­трий
4) каль­ций
8.  
i

Опре­де­ли­те хи­ми­че­ский эле­мент живых ор­га­низ­мов по опи­са­нию:

 

— мак­ро­эле­мент;

— спо­соб­ству­ет транс­пор­ту ве­ществ через мем­бра­ну, пе­ре­да­че нерв­ных им­пуль­сов;

— ре­гу­ли­ру­ет ритм сер­деч­ной де­я­тель­но­сти.

1) азот
2) медь
3) фос­фор
4) калий
9.  
i

Фор­му­лой 2n4c (n  — набор хро­мо­сом, c  — ко­ли­че­ство хро­ма­тид) опи­сы­ва­ет­ся со­дер­жа­ние ге­не­ти­че­ской ин­фор­ма­ции в клет­ке че­ло­ве­ка во время:

 

а  — пост­син­те­ти­че­ско­го (G2) пе­ри­о­да ин­тер­фа­зы

б  — ме­та­фа­зы мей­о­за I

в  — позд­ней те­ло­фа­зы ми­то­за

г  — ана­фа­зы мей­о­за I у каж­до­го по­лю­са клет­ки

д  — про­фа­зы мей­о­за II

1) а, б
2) а, в
3) б, г
4) в, д
10.  
i

Сер­деч­ный ин­декс опре­де­ля­ет­ся как от­но­ше­ние массы серд­ца к массе тела, вы­ра­жен­ное в про­цен­тах. Про­ана­ли­зи­руй­те при­ведённые на гра­фи­ке по­ка­за­те­ли.

Вы­явив общую за­ко­но­мер­ность, рас­по­ло­жи­те сле­ду­ю­щих жи­вот­ных в по­ряд­ке по­вы­ше­ния их сер­деч­но­го ин­дек­са:

 

1)  те­те­рев

2)  го­лубь сизый

3)  ле­бедь-шипун

4)  во­ро­бей до­мо­вой

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 214... .

11.  
i

Сер­деч­ный ин­декс опре­де­ля­ет­ся как от­но­ше­ние массы серд­ца к массе тела, вы­ра­жен­ное в про­цен­тах. Про­ана­ли­зи­руй­те при­ве­ден­ные на гра­фи­ке по­ка­за­те­ли. Вы­явив общую за­ко­но­мер­ность, рас­по­ло­жи­те сле­ду­ю­щих жи­вот­ных в по­ряд­ке по­вы­ше­ния их сер­деч­но­го ин­дек­са:

1)  грач;

2)  цапля серая;

3)  ле­бедь-шипун;

4)  скво­рец обык­но­вен­ный.

12.  
i

На­зо­ви­те эле­мент, обо­зна­чен­ный на схеме стро­е­ния цвет­ка циф­рой 4:

1) за­вязь
2) пыль­ник
3) рыль­це пе­сти­ка
4) ты­чи­ноч­ная нить
13.  
i

Вы­бе­ри­те вер­ные утвер­жде­ния:

а)  в со­став цен­траль­но­го ци­лин­дра корня вхо­дят про­во­дя­щие ткани; б) ко­рень рас­тет в длину за счет де­ле­ния кле­ток кор­не­вой шейки, рас­по­ло­жен­ной на гра­ни­це между глав­ным кор­нем и ниж­ней ча­стью стеб­ля; в) при не­до­стат­ке в почве кис­ло­ро­да рост кор­ней за­мед­ля­ет­ся.

1) а, б
2) а, в
3) б, в
4) толь­ко в
14.  
i

Вы­бе­ри­те три при­зна­ка, ха­рак­тер­ные для струк­ту­ры клет­ки, схе­ма­ти­че­ски изоб­ра­жен­ной на ри­сун­ке

 

1)  со­дер­жит ДНК;

 

2)  встре­ча­ет­ся в клет­ках жи­вот­ных;

 

3)  имеет дву­мем­бран­ную обо­лоч­ку с по­ра­ми;

 

4)  обес­пе­чи­ва­ет ауто­фа­гию по­вре­жден­ных кле­точ­ных струк­тур;

 

5)  со­сто­ит из двух субъ­еди­ниц  — боль­шой и малой, свя­зан­ных спе­ци­аль­ны­ми бел­ка­ми;

 

6)  за­пол­не­на кле­точ­ным соком, со­дер­жа­щим соли, ор­га­ни­че­ские кис­ло­ты, ал­ка­ло­и­ды, та­ни­ны, не­ко­то­рые пиг­мен­ты.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 135.

15.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

СТРУК­ТУ­РА КЛЕТ­КИ

А)  ва­ку­оль

Б)  лей­ко­пла­сты

В)  ми­то­хон­дрия

Г)  глад­кая эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

1)  по­лость, огра­ни­чен­ная одной мем­бра­ной и за­пол­нен­ная кле­точ­ным соком

2)  си­сте­ма ка­на­лов и по­ло­стей, на по­верх­но­сти ко­то­рых син­те­зи­ру­ют­ся уг­ле­во­ды и ли­пи­ды

3)  дву­мем­бран­ный ор­га­но­ид, внут­рен­няя мем­бра­на ко­то­ро­го об­ра­зу­ет склад­ки — кри­сты

4)  бес­цвет­ные пла­сти­ды, в ко­то­рых за­па­са­ют­ся пи­та­тель­ные ве­ще­ства — крах­мал, белки, жиры

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б1B4Г2.

16.  
i

Во время све­то­вой фазы фо­то­син­те­за не про­ис­хо­дит(-ят):

1) син­тез мо­ле­кул АТФ
2) ре­ак­ции цикла Каль­ви­на
3) на­коп­ле­ние про­то­нов внут­ри ти­ла­ко­и­да
4) вы­де­ле­ние мо­ле­ку­ляр­но­го кис­ло­ро­да в окру­жа­ю­щую среду
17.  
i

Во время све­то­вой фазы фо­то­син­те­за не про­ис­хо­дит:

1) хе­миос­мос
2) син­тез мо­ле­кул АТФ
3) окис­ле­ние хло­ро­фил­ла фо­то­си­сте­мы I
4) свя­зы­ва­ние мо­ле­кул СО2 за счет НАДФ-Н2 и энер­гии АТФ
18.  
i

У дро­зо­фи­лы ген жел­той окрас­ки тела и ген бе­ло­гла­зия сцеп­ле­ны и на­хо­дят­ся в Х-хро­мо­со­ме, при этом ко­ли­че­ство обыч­ных и крос­со­вер­ных гамет об­ра­зу­ет­ся в рав­ных ча­стях. Со­от­вет­ству­ю­щие до­ми­нант­ные ал­ле­ли ди­ко­го типа опре­де­ля­ют серый цвет тела и крас­ные глаза. В экс­пе­ри­мен­те скре­щи­ва­ли самок чи­стых линий ди­ко­го типа и ре­цес­сив­ных по обоим генам сам­цов (ге­те­ро­га­мет­ный пол). Затем ги­бри­ды пер­во­го по­ко­ле­ния скре­щи­ва­ли между собой, при этом было по­лу­че­но 40 яиц. Рас­счи­тай­те, из сколь­ких яиц по­явят­ся самцы с жел­тым телом и крас­ны­ми гла­за­ми.